суббота, 24 сентября 2016 г.

Борода из ваты на теле цивилизации


"Лампа Мафусаила..." – далеко не самый выдающийся Пелевинский роман, но никак уж не провальный. «Откат к прошлому», «синтез всего ранее написанного» - оттенки одного цвета. Пелевин вырос до того уровня, когда считается незазорным заимствовать у себя самого.

Собственно, в который раз Пелевин поет свою диалектическую песню. Если раньше принципиальную двойственность жизни он рассматривал через "гламур" и "дискурс", то теперь им на смену пришли "цивилизация" и "вата". По сути изменились только ярлыки.
Структура романа напоминает не только очевидные "ДПП", "5П" и "Ананасную воду для прекрасной дамы", но и Акунинскую "Планету Вода" ("технократический", "ностальгический" и "идиотический" детективы в содержании).

Автор привычно смешивает всё со всем: экономику с философией, Эдгара Алана По с порнографией, фээсбэшников с дендрофилией, Курта Кобейна с золотым тельцом… Как он сам признается в романе (устами одного из героев): "Отрабатывал свой гонорар без излишнего энтузиазма, сгибая послушливые слова строго под вкус собравшихся".
Почти уже родные речи, привычные словесные конструкции: "как сказал великий Гете, лишь тот достоин жизни и свободы, кому дают финансовый ресурс" или "Сдирать кору с дерева было для меня так же волнительно, как школьнику – снимать с одноклассницы игрушечный бюстгальтер". Казалось бы, просто всё. Но чтоб назвать бюстгальтер девушки-подростка игрушечным - надо иметь писательскую фантазию.
Как и многие из предыдущих книг, "Лампа Мафусаила..." по форме представляет собой составной роман. В нем четыре части разного объема и жанров - жанровая принадлежность каждой из частей заботливо указана автором на первой странице. "Производственная повесть" из жизни брокера мне показалась не только самой скучной, но и вызывала некоторый дискомфорт загруженностью банковских терминов и гомосексуальности.

По ходу рецензии буду давать цитаты "для вкуса", вот из первой части романа:

В чем отличие профессионала от лузера-­любителя? Лузер склонен к конспирологии. Он будет выяснять, «кто за этим стоит», ротшильды или рептилоиды, хотя еще в школе его учили, что современный финансовый капитал – такой же последовательный интернационалист, как товарищ Троцкий.
Профессионал же, в отличие от лузера, знает, что миром правят не англо-­саксы, не евреи, не китайцы – а Дух Денег, чьи пути неисповедимы. Этот Дух надевает на свои бесплотные пальцы самых разных людишек – а потом сбрасывает их, как хирург резиновую перчатку. Поэтому профессионал интересуется лишь четко оформленной тенденцией – и, когда она делается ясна, берется за работу по ее монетизации.


Чекисты тоже заулыбались – они любят подобную фронду: она кажется им свидетельством искренности. Они, скажу вам по секрету, вообще обожают нас, либералов – и втайне завидуют нашей свободе. Но больше всего они любят, конечно, когда им пересказывают их собственную мифологию.

Боже мой, вот она – Россия двадцать первого века. Как объяснить этому человеку, что сама необходимость говорить на подобном ватном жаргоне – отвратительном и нелепом, согласен, – вызвана в конечном счете такими, как он? Той средой, которую они создали? Воздухом, который они пропердели насквозь? Ведь эти Капустины даже не чувствуют, как душно в той пропасти, куда они спихнули Россию… Пригласят для консультаций, надо же. Пусть вызывают повесткой.
Во второй части - "космической драме" - действие развивается динамичнее и повороты сюжета круче. Это, пожалуй, самая интересная часть романа. Сюжет навеян  измышлениями про "рептилоидов" - союзников массонов, их оригинальных антагонистов "чертей" - союзников чекистов и все это в декорациях конца 19 века, усадебной России.

Цитаты:

Именно по этой причине по прибытии домой у меня начался запой, столь характерный для скорбного отечества нашего, где человек благородного сердца и ума не может применить своих качеств, чтобы служить прогрессу на достойном поприще.
Скоро я дошел уже до совсем неблагородных напитков, коими спаивают русского мужика корчмари, и часто видел бесов, находя в этом горькое единение с Отчизной.


Вы вообще представляете, что такое генерал-чекист в России будущего? Это что-то вроде японского князя. У него есть свой клан, свои самураи, дружественные бизнес-структуры и очень солидные финансовые активы, никак прямо на него не записанные

– Как же этот Глаз всем командует, если сам ничего не осознает? – спросил я.
– Как же не осознает, – ответил Карманников. – Наверно, я объясняю неправильно. Наоборот, в каждом существе все понимает и чувствует именно он сам – больше просто некому. И через это он видит все и вся, причем сразу со всех сторон, как эдакий Лев Толстой. Но сам он выше сознания, так нам консультанты объясняют. Сложная тема, в общем.
– Да, сложная, – согласился Капустин. – Но в практическом оперативном смысле это неважно. Важно то, что все в космосе этому Глазу подчиняются и служат. И при этом пытаются его надурить. А его, похоже, это развлекает – и для того он весь космос и создает. Меня, вас, вот эту тряпку на полу и так далее. Ничего другого про него никто понять не может.

Далее идет "исторический очерк" - очередная трактовка исторических событий с позиций эзотерики. На этот раз роль тайного двигателя истории берет на себя масонский орден и его связь с современной Российской уголовной символикой. Эта тема так бородата, что автор, видимо, решил, что она хорошо подойдет текущему тренду. Тут как раз возникает лампа Мафусаила, давшая название всему роману, - но возникает совсем ненадолго, лишь как невнятный артефакт, послуживший тайной причиной охлаждения отношений между Россией и Западом.
И последний сюжет - "оперативный этюд" - описывает работу генерала российских спецслужб по налаживанию этих самых отношений. Генерал контактирует с теми же сущностями, с коими общался и незадачливый брокер, только на профессиональном уровне.

Цитаты:

– А ваша духовная культура, – перебил Месяц, – если совсем коротко, заключается в том, чтобы сначала плюнуть в доллар, назвав его ничем не обеспеченной пустотой, а потом немедленно упасть по сравнению с этой пустотой в два с половиной раза. И уже какой век это продолжается – только раньше вместо доллара был Великий Инквизитор, потом эксплуатация человека человеком, потом что-то еще. Я ведь читал вашу классику. Транс-цен-ден-тально, да. Но самое страшное даже не в этом.
– А в чем?
– В том, генерал, что вокруг вашей пучеглазой обменной стрелки постоянно пляшет огромное количество юродивых со свежими оригинальными идеями насчет новой правильной жизни, экономики, культуры и всего прочего. И рулить вашими сбережениями и судьбой в любой момент могут назначить кого угодно из них – по независящим от вас обстоятельствам…


– Если вы еще не поняли, мы можем выключить этот русский мир в любой момент – хоть по частям, хоть сразу весь. Щелк, – Месяц махнул рукой, оставив в воздухе мерцающую дорожку, – и ничего не будет…
– Это почему?
– Да потому, – ответил Месяц, – что русский мир – это просто сегмент фейсбука, где последние «Звездные Войны» обсуждают на русском языке.

Проще говоря, вы, ребята, даете нам легитимный повод опять включить печатный станок. Просто подарок с неба. Так что бейтесь головой о стену и дальше, но уже с отчетливым пониманием, что служите цивилизации. Только согласовывайте по спецканалам. А так все верно. Пугайте человечество, сидите в трежерис – и поебывайте своих балерин. Вот это и будет ваш бизнес рядом с нашим. И одновременно место в современном мироустройстве. Уникальное, особое – и не похожее ни на кого. 
В общем, все красиво закольцовано и состыковано, все скрытые смыслы объяснены, вселенная приведена к общему знаменателю - Всевидящему Глазу.
Идея в том, что осознавать и желать - это задача человека, а не Бога, и нечего на Него перекладывать свою ответственность, тем более что его... но не буду сильно спойлерить, прочитаете - узнаете ;)

3 комментария:

  1. Спасибо! Пелевин, как раз тот автор, где я предпочту удовлетвориться чужой оценкой. ;)

    ОтветитьУдалить
  2. Рад, что прочел Вашу рецензию.Как я и думал, книга соответствует аннотации - никакая кака, рамазанная по объему неравномерным слоем. Ценя свой мозг читать "роман" не стану. Отзывы на сайте "fantasy world" аналогичны Вашему, но без Вашей дипломатичности.

    ОтветитьУдалить
  3. Спасибо, Дмитрий))) обязательно прочту, как только будет пару свободных денечков. Пелевина невозможно читать по 5-10 страниц в день, для него надо находить время и читать до конца, а потом ещё перечитать какие-то мысли, которые не были очевидны сразу. Насчёт первой части я вас понимаю) единственный рассказ у него, который мне показался скучным - "Шлем ужаса". Видимо, офисные клерки ему самому кажутся скучными)))

    ОтветитьУдалить