вторник, 24 апреля 2018 г.

Расствориться в ментальности, не прощаяясь

   Ну что же, вполне достойное завершение Фандоринской эры. Читать было и интересно и грустно. Грустно от картины окружающего мира, грустно от того что книга последняя, в этом новом мире для Фандорина просто нет места, он слишком другой.
   Тут бушует революция, полный бардак, страх и непонимание. Когда огромная Империя развалилась на множество вольниц, республик и других форм государственности, когда люди теряют всё и всех - это похоже на какой-то сумасшедший калейдоскоп, из которого частички попадают тебе прямо в глаз и нестерпимо хочется их оттуда вынуть. Книга разбита на несколько частей, причем разных по восприятию.  Создается ощущение, что автор писал их с разным настроением и в разное время.

   Чуть о сюжете: Эраст Фандорин получивший пулю в «Черном Городе» оживает (кто же сомневался?) и теперь бродит по послереволюционной России. Ищет правду. Точнее, пытается узнать, чья правда правдивее – красные, белые, зеленые или черные (а, чтобы мы не запутались, все это структурировано по главам).
   В то время, когда страна мечется меж двух огней, Фандорин не принимает ничьей правды, для него главное - наказать негодяев, и его цветовая принадлежность не имеет ровно никакого значения. Все отношение к революции выражено в едином порыве осесть где-нибудь за пределами той страны, которую уберечь не смог. Но увидеть героя в кресле - качалке в окружении цветущей сакуры нам не суждено. Понятие долга стоит превыше всего, и именно оно априори не даёт ему ни единого шанса на простое человеческое счастье.
   Финальный аккорд очень понравился. Здесь на первом плане не детективная составляющая, а историческая. Тут интереснее смотреть на пересечение персонажей, на исторические события, болеть за белых, сопереживать красным, и там и там есть герои и негодяи. Вроде и хочется, чтобы поймали и судили Заенко, чтобы осуществился заговор Саввина и не было моря крови Гражданской, голода 20-х, 32-33, репрессий 37-53 и прочего прочего. Но мы же знаем, что товарищ Саенко продолжил свою деятельность и спокойно дожил до старости, а Савинков выпрыгнул из окна, танки Антанты не помогли Деникину, черная, зеленая, белая да и красная правда погибли в боях, а жива осталась именно коричневая.
А Эраст Петрович ушел так как и положено Герою, так как и должен уйти — сразу, не прощаясь.
   И хорошо, что не прощаясь, потому что чем там помог Эраст Петрович Габсбургам, мы не знаем. Не знаем мы и о судьбе какой-то рукописи Чехова. И какого маньяка ловили в Париже Фандорин и Маса - для нас загадка. И много-много других якорей автором старательно набросано, из которых после вырастет если не серия романов, то хотя бы хороший сборник рассказов. А то, что "белокомиссары" подвзорвали таки дрезину под Фандориным… Знаем мы вас, дорогой Анатолий Брусникин. Доводилось Эрасту Петровичу уже и в пруду тонуть, и в катакомбах задыхаться, и в нефти увязать по шею, и с пулей в затылке четыре года тюлечкой лежать. Понимаем-с.
Поэтому мы с вами тоже не прощаемся.
 По традиции, несколько цитат из книги:

Человек, в отличие от страны, выбирает свой ад сам…

Психиатры нужны только там, где психически здоровые люди изолируют от общества психически больных, а в стране, где психи сажают здоровых, мне делать нечего.

Май одна тыща девятьсот девятнадцатого года был баловник и чародей, веял свежим своим опахалом так, что ни черта не разберешь, всё вихрилось и вертелось.

Ничего, это нормально – любить двух мужчин: одного, с кем живешь и старишься, и другого, с которым ты вечно молодая.

Принципиальность – удел умных мужчин и глупых женщин.

Душа – как вода. Ударит мороз – становится холодной и каменно твердой. Кажется, что это навсегда, что зима никогда не закончится. Но приходит весна, и камень тает, сочится капелью, растекается влагой, которая под лучами горячего солнца начинает нагреваться.

«Благородный муж презирает немощь тела, а то, что не может вылечить, почитает здоровьем».

Комментариев нет:

Отправить комментарий