среда, 20 апреля 2016 г.

Пропавшее лето и две страшные сказки

"Год без лета"

5 апреля 1815 года, на индонезийском острове Сумбава произошел сильнейший взрыв, который был слышен даже за полторы тысячи километров. Вслед за ним началось извержение вулкана Тамбора – одно из сильнейших на памяти человечества. За несколько дней вулкан выбросил из своих недр в атмосферу около 140 миллиардов тонн вулканического материала. Черный столб поднимался в небо на 43 километра.
Огромное количество попавшего в атмосферу пепла, за несколько месяцев, разлетелось по всему миру и вызвало так называемую «вулканическую зиму» — малый аналог ядерной зимы. Следующий 1816 год вошел в историю, как «год без лета» и «тысяча восемьсот насмерть замерзший».
Эта фантасмагория в атмосфере оказала большое влияние на художников того времени, в частности, Уильяма Тёрнера:
В Нью–Йорке в июне 1816 года выпал снег. В Англии сильнейшие дожди и похолодание погубили урожай, и то же почти во всех странах Европы. В Индии наводнения и голод приводят к эпидемии холеры, которая распространяется вплоть до Европейской России. В Европе же, и без того истощенной только–только завершившимися Наполеоновскими войнами, свирепствует тиф. В довершение всего, распространившийся по атмосфере пепел стал вызывать странные и пугающие атмосферные явления: закаты неестественного цвета, алые туманы, зловещее свечение в сумеречном небе. Понимаете? Настоящий Апокалипсис.

Франкенштейн.

Именно в это время пятеро молодых людей, отправляются, подобно героям Боккаччо, на уединенную виллу в Швейцарии. Они хотят любоваться швейцарской природой, бродить по узким тропам и наслаждаться горным воздухом, но вулкан Тамбора уже решил за них: из–за холода и дождей им предстоит провести большую часть времени на вилле безвылазно. К несчастью для них и к счастью для мировой культуры. 
И если погода к прогулкам не располагала, то творящийся в Европе ужас располагал ко всему мистическому. Так вот, запертые на одинокой вилле молодые люди читают по вечерам сборник немецких готических новелл. Но это занятие им быстро наскучивает, да и разве могли молодые творческие люди ограничиться одним лишь чтением? И они решают придумать каждый по своему собственному страшному рассказу. 
Дело в том, что состав компании был воистину примечателен. Двое из них – это знаменитейшие британские поэты: Джордж Гордон Байрон и Перси Биши Шелли, также, на вилле присутствует Клэр Клермонт, у которой с Байроном роман. Кроме них в компании есть еще восемнадцатилетняя Мэри Годвин, у которой, в свою очередь, роман с Шелли. Ну, да, вы поняли, это будущая - Мэри Шелли.
И юная Мэри начинает писать довольно странную по тем временам историю про ужасного монстра, составленного из фрагментов мертвых тел и оживленного гениальным ученым.

Много позже, переработанная и расширенная, эта история увидит свет под названием «Франкенштейн, или Современный Прометей», и станет точкой отсчета для всей мировой научной фантастики. Именно в этой повести впервые зазвучит один из важнейших мотивов всей science fiction всех времен и народов: вопрос об ответственности ученого. «Ты, ученый, можешь создать нечто удивительное и могущественное, — говорит восемнадцатилетняя Мэри тогда еще даже не Шелли. – Но сможешь ли ты сохранить свою власть над этим? Уверен ли в том, что твое изобретение не увеличит количество зла в мире? Остановись и задумайся, прежде чем откупорить бутылку с джинном и выпустить его на свободу, ведь обратного пути может и не быть».
И вот уже двести лет история, написанная юной девушкой, отражается и преломляется в многочисленных произведениях мировой литературы. Изобретает свою машину Человек–Невидимка Гриффин, постепенно превращаясь из Франкенштейна в его чудовище. Инженер Гарин несет в мир зло полными мешками. Захватывают мир удравшие из загона триффиды, запускает ядерные ракеты SkyNet, а уж различные вирусы, вырвавшиеся из пробирки, уничтожают своих создателей на каждом третьем сеансе в кинотеатре.

Вампир.

Помните, я писал о пяти молодых людях? Так вот,  пятым был двадцатиоднолетний доктор Полидори, личный врач Байрона. И вдохновившись поданной Байроном идеей, он напишет рассказ «Вампир».
«Вампир» - это первое в мире литературное произведение, в котором показан привычный нам образ вампира: инфернального и по–своему несчастного красавца–аристократа, изысканно сосущего кровь через соломинку и вытирающего после этого губы салфеткой. До Полидори вампир был всего лишь безмозглым кровожадным монстром из восточноевропейского фольклора. Полидори же своим рассказом отворил мрачный склеп, из которого вылезли абсолютно все литературные вампиры следующих двух столетий, начиная с графа Дракулы и заканчивая – прости, Господи! – Эдвардом Калленом.

Вот так, за одно потерянное лето на одной швейцарской вилле родились сразу два литературных направления. А началось все с извержения вулкана в другой части света...

1 комментарий: