воскресенье, 28 августа 2016 г.

Высшее общество и отток капитала

В 1866 году Леонард Жером, сколотивший состояние на Нью–Йоркской бирже, железнодорожный магнат и партнёр знаменитого финансового клана Вандербильтов, владелец роскошного особняка, яхтсмен, страстный охотник и счастливый отец трёх дочерей на выданье, снова не получил приглашение на традиционный зимний приём у миссис Астор.

В этом мистер Жером был не одинок. Большая часть состоятельных промышленников, сумевших разбогатеть в эпоху лёгких и быстрых денег и обзаведясь капиталом, теперь стремилась покорить высшее общество Нью–Йорка. Но сливки американского мегаполиса были совсем не рады нашествию новоявленных финансовых королей. Нью–Йоркская аристократия хотела продемонстрировать, что главное для человека – происхождение и правильная фамилия, а никак не деньги. 

Не слишком–то вяжется с нашим представлением об Америке, как об эгалитарном рае, не так ли? Откуда же взялся такой снобизм, в лучших традициях аристократических семей Европы? Почему Леонард Жером так отчаянно старался заполучить признание Нью–Йоркских аристократов, и почему миссис Кэролайн Астор каменной глыбой стояла на защите «старых традиций» города? И что это был за полумифический список «четырёхсот»? 
Чтобы узнать ответы на все эти вопросы следует хотя бы примерно понимать, что представляло собой высшее общество США в середине–конце XIX века. 

вторник, 16 августа 2016 г.

Недалёкое Б (Часть II)

Начало - здесь
Радик в свободное от вахты время либо спал, либо жрал какие–нибудь сладости. Непонятно, как при таком режиме он не подхватил диабет и ожирение, оставаясь худощавым и жилистым. Когда Лавр зашёл в служебку, Радик как раз собирался укладываться спать, и мастерил себе ложе из нескольких подушек. 

— Генка где? – спросил Лавр. 
— Бухает в тамбуре. – просипел Радик. – И анашу курит, наркоман чертов. Надо его сдать эсбэшникам, пока сами из–за него не пострадали. 

Радик часто грозился это сделать, но сдавать Генку эсбэшникам никто, конечно, не собирался. Напротив, его мелкие прегрешения позволяли начальству раз в квартал влеплять Генке порицания и взыскания, чтобы отчитаться о работе с дисциплиной личного состава. Полезный и незаменимый сотрудник. 

Недалёкое Б (Часть I)

В одной из запрещённых книг говорилось, что в Древнем Риме ежегодно в начале мая проводились Лемурии – праздники мёртвых. Считалось, что в эти дни души мёртвых блуждают по миру в виде призраков–вампиров, и могут причинить страдания живым. Для того, чтобы их отогнать от своих домов, римляне разбрасывали вокруг чёрные бобы и громко били колотушками в медные тазы. И вроде бы, помогало. 

Про Лемурии Дане рассказал Кристик. Ещё несколько лет назад, когда они учились в школе. Дана, конечно же, ему не поверила, хотя Кристик клялся, что лично читал энциклопедию со штампом библиотеки педагогического института. Дана ему никогда не верила, уж слишком невероятно порой звучали его рассказы. 

И всё же на уроке истории не утерпела и спросила про Лемурии учительницу истории. Аккурат перед майскими праздниками Памяти. И ведь чувствовала, что лучше не стоит этого делать. 
Дану тогда сильно наказали, поставили «на горох» до конца дня. Стоять коленками на охотничьей дроби, уткнувшись носом в пыльный угол учительской – то ещё испытание. От неё требовали рассказать, кто надоумил её распространять эту чудовищную ложь, оскорбляющую чувства всех помнящих, но Дана не выдала своего друга. Хотя и сильно сердилась на него. 

суббота, 6 августа 2016 г.

«К» значит «Коммунист» или Последняя империя Троцкого

В 1913 году американские товарищи из Социалистической партии США сделали подарок Льву Троцкому – они вручили ему американский паспорт на имя Харланда Сандерса. Тогда соратник Ленина еще не догадывался, как сильно этот документ пригодится ему двадцать с лишним лет спустя. С его помощью он в 1935 году сбежит из Норвегии, все сильнее уступающей дипломатическому нажиму СССР, и окажется по другую сторону Атлантики – в США.

Въезду в США предшествовала долгая беседа с сотрудниками ФБР, задержавших Троцкого в бостонском порту. Соединенные Штаты были не в восторге от желания знаменитого большевика найти убежище на американской земле – во–первых, это ухудшило бы и без того неважные отношения с Советским Союзом, во–вторых Белый дом в принципе не жаловал социалистов и их вождей. С другой стороны, Троцкий, как непримиримый противник Сталина, мог оказаться полезным. 

среда, 3 августа 2016 г.

Дуэль

У Николая Васильевича Гоголя всегда были сложные отношения с литературными критиками. Его первую поэму "Ганц Кюхельгартен" приняли настолько неблагосклонно, что молодой автор сам уничтожил тираж. О "Ганце" Гоголь не сильно сожалел, признавая, что это был неудачный литературный опыт. Однако одно из своих произведений Николаю Васильевичу пришлось защищать от критиков с оружием в руках.

В 1838 году уже довольно известный автор "Ревизора" и "Тараса Бульбы" подготовил к публикации новый роман "Синий Марс" – одно из первых в России фантастических произведений. В нем рассказывалось, как в 21–м веке жители Марса объявили войну землянам и обрушили на Землю несколько комет, уничтожив крупнейшие города будущего: Санкт–Петербург, Лондон и Одессу. В ответ, земляне собирают карательный корпус и отправляют его на Марс. Один из землян, молодой русский штабс–капитан Евгений Салин решает предать своих товарищей ради красивой марсианки и едва не губит всю операцию.