Домучал я этот "великий роман". Если кратко, для меня "Волхв" получился таким скучающим плезиозавром, большим и тоскливым. Чудовище обло, стозевно и лайяй, но, увы, совсем не озорно (с).
Конечно, Фаулзу нельзя отказать в звании сильного стилиста и творца атмосферы. Язык романа красочный, живой, броский, метафоричный. Интрига поначалу развивается как нельзя более динамично и занимательно по мере нашего с главным героем Николасом углубления в паутину выдумок и лжи. Но есть у романа серьёзная и на мой взгляд даже непростительная проблема - отсутствие внятного финала и объяснений.
Разумеется, сам Фаулз прямо заявлял, что смысла в романа не больше, чем в картинках из теста Роршаха. Но это звучит скорее как самооправдание. Создается впечатление, что автор и сам настолько увяз в хитросплетении многоуровневых интриг, что просто не сумел вывести этот сюрреалистический визионерский полуЯзыческий - полуЮнгианский макабр назад к реальности. Замахнувшись чуть ли не на образ сверхчеловека - носителя нового мировоззрения, Фаулз, как по мне, сломался под тяжестью этой задачи.
Пару строчек о сюжете: Некий богатый дядюшка с группой соучастников, решил взять на себя роль Бога и преподать урок молодому человеку, поставив его раз сто в самые странные ситуации, измочалив его психику, сломив его. Причем как выясняется по сюжету, подобные опыты над людьми они проводят много лет. Чего от него добивались? Какая конечная цель этих экспериментов? В конце нам смутно говорят, что ему дескать дали свободу. На мой взгляд, у него как раз таки свободу отняли. Он мог стать кем угодно, но в итоге его сделали тем, кем они ему уготовили быть.
Повторюсь, именно отсутствие рациональной, внятной трактовки происшедшего и играет с романом злую шутку. Если некоторые романы допускают поиск скрытых (и зачастую надуманных, высосанных из пальца) смыслов, то "Волхв", кажется полностью посвящен такому поиску. Псевдобог описывает свою задумку как театр без аудитории. Что ж, тогда этот роман - этакий сеанс психоанализа без психолога. Нам предлагается после прочтения хорошенько и беспристрастно оценить порожденные им мысли и сделать соответствующие выводы.
Но вот в чем беда - я упорно вижу только симметрично расположенные чернильные кляксы. Слишком уж трудно поверить, что восьмисотстраничное рассуждение о духовности и язычестве, самосохранении и жертвенности, эмоциях и разуме свелось в итоге к банальному "не причини зла любящему тебя". Стоило ли этому старику, каким бы чудаком он ни был, устраивать грандиозную мистификацию, чтобы подтолкнуть всего двух человек, ничем не выделяющихся из миллиардов других, к чистой, по-настоящему выстраданной любви? И стоило ли самому Фаулзу городить огород ради такой банальности?
В итоге перед нами грандиозный, захватывающий дух многоцветный витраж, который, однако, так и не был завершен. Контуры потенциального великолепия легко различимы, но досадные лакуны и выпавшие кусочки вызывают лишь досаду и разочарование.
Впрочем, множество глубоких мыслей, жизненных цитат, аллюзий, намеков, интерпретаций и философских рассуждений Вам точно обеспечено!
Ну и по традиции, несколько цитат из романа:
Принимая себя такими, каковы мы есть, мы лишаемся надежды стать теми, какими должны быть
В любой загадке таится энергия. И тот, кто ищет ответ, этой энергией питается. Достаточно ограничить доступ к решению - и остальные, ищущие и водящие, лишатся импульса к поиску.
Я не нашел предмета любви и потому делал вид, что ничто в мире любви не заслуживает
– Вы как фанатичный хирург. Вас куда больше интересует не пациент, а сам процесс операции.
– Не хотел бы я угодить под нож того хирурга, которого не интересует процесс.
- Тебе это нравится, - сказала она. - Ты, парень, жалуешься на одиночество, а в глубине души считаешь себя лучше всех...
Конечно, Фаулзу нельзя отказать в звании сильного стилиста и творца атмосферы. Язык романа красочный, живой, броский, метафоричный. Интрига поначалу развивается как нельзя более динамично и занимательно по мере нашего с главным героем Николасом углубления в паутину выдумок и лжи. Но есть у романа серьёзная и на мой взгляд даже непростительная проблема - отсутствие внятного финала и объяснений.
Разумеется, сам Фаулз прямо заявлял, что смысла в романа не больше, чем в картинках из теста Роршаха. Но это звучит скорее как самооправдание. Создается впечатление, что автор и сам настолько увяз в хитросплетении многоуровневых интриг, что просто не сумел вывести этот сюрреалистический визионерский полуЯзыческий - полуЮнгианский макабр назад к реальности. Замахнувшись чуть ли не на образ сверхчеловека - носителя нового мировоззрения, Фаулз, как по мне, сломался под тяжестью этой задачи.
Пару строчек о сюжете: Некий богатый дядюшка с группой соучастников, решил взять на себя роль Бога и преподать урок молодому человеку, поставив его раз сто в самые странные ситуации, измочалив его психику, сломив его. Причем как выясняется по сюжету, подобные опыты над людьми они проводят много лет. Чего от него добивались? Какая конечная цель этих экспериментов? В конце нам смутно говорят, что ему дескать дали свободу. На мой взгляд, у него как раз таки свободу отняли. Он мог стать кем угодно, но в итоге его сделали тем, кем они ему уготовили быть.
Повторюсь, именно отсутствие рациональной, внятной трактовки происшедшего и играет с романом злую шутку. Если некоторые романы допускают поиск скрытых (и зачастую надуманных, высосанных из пальца) смыслов, то "Волхв", кажется полностью посвящен такому поиску. Псевдобог описывает свою задумку как театр без аудитории. Что ж, тогда этот роман - этакий сеанс психоанализа без психолога. Нам предлагается после прочтения хорошенько и беспристрастно оценить порожденные им мысли и сделать соответствующие выводы.
Но вот в чем беда - я упорно вижу только симметрично расположенные чернильные кляксы. Слишком уж трудно поверить, что восьмисотстраничное рассуждение о духовности и язычестве, самосохранении и жертвенности, эмоциях и разуме свелось в итоге к банальному "не причини зла любящему тебя". Стоило ли этому старику, каким бы чудаком он ни был, устраивать грандиозную мистификацию, чтобы подтолкнуть всего двух человек, ничем не выделяющихся из миллиардов других, к чистой, по-настоящему выстраданной любви? И стоило ли самому Фаулзу городить огород ради такой банальности?
В итоге перед нами грандиозный, захватывающий дух многоцветный витраж, который, однако, так и не был завершен. Контуры потенциального великолепия легко различимы, но досадные лакуны и выпавшие кусочки вызывают лишь досаду и разочарование.
Впрочем, множество глубоких мыслей, жизненных цитат, аллюзий, намеков, интерпретаций и философских рассуждений Вам точно обеспечено!
Ну и по традиции, несколько цитат из романа:
Принимая себя такими, каковы мы есть, мы лишаемся надежды стать теми, какими должны быть
В любой загадке таится энергия. И тот, кто ищет ответ, этой энергией питается. Достаточно ограничить доступ к решению - и остальные, ищущие и водящие, лишатся импульса к поиску.
Я не нашел предмета любви и потому делал вид, что ничто в мире любви не заслуживает
– Вы как фанатичный хирург. Вас куда больше интересует не пациент, а сам процесс операции.
– Не хотел бы я угодить под нож того хирурга, которого не интересует процесс.
- Тебе это нравится, - сказала она. - Ты, парень, жалуешься на одиночество, а в глубине души считаешь себя лучше всех...
Для желающих поддержать этот блог и его содержимое:
ЯндексДеньги 41001432406597 или так тынц!
PayPal adeptdao@gmail.com
PayPal adeptdao@gmail.com
Комментариев нет:
Отправить комментарий